ПЛАН РАБОТЫ комиссии по противодействию коррупции на 2021 год

Открыть
ПЛАН РАБОТЫ комиссии по противодействию коррупции на 2020 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации антикоррупционной работы в органах и организациях системы Министерства труда и социальной защиты

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в органах и организациях системы Министерства труда и социальной защиты (далее – Методические рекомендации) разработаны во исполнение
подпункта 1.4. пункта 1 Протокола решения республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 21 декабря 2018 г.№ 18.

Цель Методических рекомендаций– формирование единых подходов к осуществлению деятельности по предупреждению коррупции в центральном аппарате Министерства труда и социальной защиты (далее – Минтруда и соцзащиты), Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент), Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд), государственных организациях, подчинённых Минтруда и соцзащиты, структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области труда, занятости и социальной защиты,учреждениях социального обслуживания (далее – органы и организации системы Минтруда и соцзащиты).
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией) под коррупцией понимается:

  • умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, предусмотренных статьей 5 Закона о борьбе с коррупцией.

В дополнение к законодательно предусмотренным могут разрабатываться и применяться иные меры противодействия коррупции, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

2. Основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по профилактике ипротиводействию коррупции

Основы государственной антикоррупционной политики определены Законом Республики Беларусь о борьбе с коррупцией.
Кроме Закона о борьбе с коррупцией вопросы борьбы с коррупцией регулируются следующими нормативными правовыми актами:

  • Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее-Декрет № 5);
  • Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК);
  • Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
  • Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс);
  • Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З«О государственной службе в Республике Беларусь»;
  • Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
  • Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З«О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» (далее – постановление № 19);
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 445 «Об утверждении перечня сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей)»;
  • постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 (определяет перечень коррупционных преступлений);
  • другими нормативными правовыми актами.

3. Органы, организации и должностные лица ответственные за организацию работы по противодействию коррупции

Закон о борьбе с коррупцией определяет, что борьбу с коррупцией в Республике Беларусь осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности (статья 6).

Согласно статье 9 Закона о борьбе с коррупцией в работе по борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации.

Органы и организации системы Минтруда и соцзащиты участвуют в работе по противодействию коррупции в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

В соответствии со статьей 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

  • принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией;
  • привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом о борьбе с коррупцией, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
  • информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.

Конкретный перечень реализуемых мер определяется органами и организациями системы Минтруда и соцзащиты самостоятельно исходя из специфики их деятельности и реализуемых функций, оценки коррупционных рисков. При этом данные меры не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц ограничения, не предусмотренные законодательными актами.

Меры борьбы с коррупцией реализуются в органах и организациях системы Минтруда и соцзащиты посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» (далее – Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции).

Обязанность возглавлять комиссию по противодействию коррупции (далее – комиссия) возложена на руководителей органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты.

Основными задачами комиссии являются:

  • аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты;
  • обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты;
  • своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
  • разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в органах и организациях системы Минтруда и соцзащиты, анализ эффективности принимаемых мер;
  • координация деятельности структурных подразделений органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты по реализации мер по противодействию коррупции;
  • взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
  • рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
  • рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
  • принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.

Отдельные полномочия и обязанности в сфере борьбы с коррупцией законодательством возложены на кадровые, юридические, контрольные и иные службы (подразделения) либо должностных лиц организаций.

Руководителям органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты, комиссиям необходимо принимать меры по обеспечению работников, вовлеченных в деятельность по противодействию коррупции, справочными и иными материалами, доступом к электронным базам законодательства, иным ресурсам, необходимым для выполнения возложенных на них антикоррупционных функций.

Целесообразно создавать условия для регулярного участия таких работников в семинарах и конференциях по вопросам борьбы с коррупцией, а также прохождение ими антикоррупционного обучения и повышения квалификации.

4. Механизмы профилактики коррупционных правонарушений

4.1. Оценка и минимизация коррупционных рисков

Основным методом противодействия коррупционным проявлениям, который обеспечивает высокую эффективность профилактики коррупционных проявлений в деятельности органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты, является оценка и минимизация возникающих коррупционных рисков.

Цель такой оценки — определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации правонарушений коррупционного характера.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков может включать следующие этапы:

  • представление деятельности организации в виде отдельных процессов;
  • определение для каждого процесса «критических точек»,в которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
    составление описания возможных коррупционных правонарушений, включающего характеристику выгоды, приобретаемой незаконным путем, а также характер и размер ущерба, который может быть причинен в результате коррупционного правонарушения;
  • формирование перечней должностей и функций, связанных с высоким коррупционным риском;
  • разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

Анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:

1) анализ правовых актов, регулирующих деятельность органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты на наличие:

  • положений, способствующих принятию должностным лицом решения по своему усмотрению;
  • положений, способствующих созданию барьеров при реализации физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов;
  • правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования нормативных правовых актов;

2) анализ организационно-управленческой деятельности в целях установления фактов нарушения законодательства при:

  • даче рекомендаций, представлении к назначению, согласовании назначения, назначении на должность в органах и организациях системы Минтруда и соцзащиты;
  • подготовке и принятии решений о распределении бюджетных и внебюджетных денежных средств, иного имущества;
  • выборе поставщиков товаров и услуг и осуществлении государственных закупок;
  • принятии решений о составлении протоколов и (или) наложении административных наказаний за совершение правонарушений;
  • подготовке и принятии решений об отсрочке уплаты платежей в Фонд;
  • возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях, проведении административного расследования;
  • включении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр агентств по трудоустройству;
  • оказании содействия гражданам в трудоустройстве;
  • распоряжении государственным имуществом, в том числе при отчуждении, сдаче в аренду помещений, оборудования, земельных участков и иного имущества, принадлежащего организации;
  • проведении государственной экспертизы рабочих мест по условиям труда и выдаче соответствующих заключений;
  • проведении расследований причин несчастных случаев на производстве;
  • принятии решений о предоставлении гражданам специальных жилых помещений в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • подготовке и принятии решений о назначении пенсий и пособий, оказании государственной адресной социальной помощи;
  • решении вопросов организации питания проживающих в социальных учреждениях и санаториях Минтруда и соцзащиты;
  • проведении служебных расследований и проверок;
  • осуществлении административных процедур;
  • определении размера и формы оплаты труда, а также материального поощрения;
  • принятии решений по вопросам обеспечения жильем, выделения займов, предоставления иных социальных благ.

Вышеперечисленный перечень содержит наиболее характерные в целом для системы Минтруда и соцзащиты виды организационно-управленческой деятельности, в процессе которых наиболее вероятны коррупционные риски. Он не является исчерпывающим и конкретизируется для каждой организации с учетом специфики ее деятельности.

Оценка коррупционных рисков, возникающих в деятельности органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты, заключается в определении:

  • уязвимых для коррупции функций и операций;
  • работников, которые в рамках осуществления уязвимых для коррупции функций и операций могут быть вовлечены в коррупционные проявления в силу реализуемых ими служебных (должностных) полномочий (прав и обязанностей, трудовых функций);
  • видов коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении функции или операции;
  • характера и размера возможного ущерба (вреда);
  • вероятности совершения коррупционного деяния и причинения ущерба (вреда);
  • факторов, способствующих возникновению уязвимости для коррупции отдельных функций, операций или работников;
  • факторов, способствующих снижению уязвимости для коррупции отдельных функций, операций или работников;
  • факторов, влияющих на характер и размер ущерба, а также способствующих его увеличению или уменьшению.

Например, при изучении коррупционных рисков при осуществлении административных процедур анализ проводится на наличие:

  • соответствия фактических процессов осуществления административных процедур утвержденным нормативным требованиям;
  • истребования не предусмотренных законодательством документов;
  • прямого контакта должностных лиц с заявителем;
  • надлежащей работы информационных систем;
  • фактов нарушения сроков осуществления административных процедур;
  • фактов необоснованного отказа в осуществлении административных процедур;
  • многочисленности и дублирования этапов рассмотрения документов.

При проведении оценки информация о коррупционных рисках может быть получена из следующих источников:

  • нормативные правовые акты, регулирующие деятельность организации;
  • учредительные документы организации;
  • результаты проверок, ревизий, инвентаризаций;
  • судебные решения, акты прокурорского надзора, документы, поступившие из органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, иных правоохранительных и контролирующих органов;
  • обращения граждан и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации и др.

Результаты оценки коррупционных рисков следует рассматривать на заседании комиссии. Рассматриваемая информация может содержать сведения о выявленных коррупционных рисках, рекомендации по их устранению, сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков и др.

4.2. Обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений

В соответствии со статьей 16 Закона о борьбе с коррупцией государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровыми службами органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты.

Примерные формы обязательств приведены:

  • для государственных служащих – в приложении 1;
  • для руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера – в приложении 2;
  • для государственного должностного лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности – в приложении 3.

Обязанность по истребованию и надлежащему оформлению обязательств возлагается на конкретного работника и закрепляется в его должностной инструкции.

Должностные лица кадровых служб органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.

Определение государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам, содержится соответственно в абзацах 3и 5 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией.

Исходя из положений статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией,к государственным должностным лицам в системе Минтруда и соцзащиты относятся:

  • государственные служащие;
  • работники, относящиеся к категории лиц, обеспечивающих деятельность и техническое обслуживание государственных органов, выполняющие в соответствии с должностной инструкцией организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные обязанности;
    руководители, заместители руководителей, главные бухгалтеры государственных организаций, а также руководители, заместители руководителей и иные работники структурных подразделений указанных организаций, выполняющие в соответствии с должностной инструкцией организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные обязанности.

В каждом органе и организации системы Минтруда и соцзащиты,с учетом специфики деятельности и выполняемых в соответствии с должностными инструкциями обязанностей, составляется и утверждается приказом руководителя конкретный перечень работников, которые относятся к государственным должностным лицам.

Справочно:

  • организационно-распорядительные обязанности – полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;
  • административно-хозяйственные обязанности – полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Кроме того, целесообразно установить порядок истребования кадровой службой обязательств у государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица, и порядок хранения этих документов.

Необходимо осуществлять контроль своевременности оформления обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных законодательством для государственных должностных лиц. Обязательства должны оформляться не позднее даты назначения на соответствующую должность и приобретения работником статуса государственного должностного лица.

Не ознакомление государственного должностного лица с установленными ограничениями либо не подписание им обязательства не освобождает его от ответственности в случае нарушения требований антикоррупционного законодательства.

Не допускается оформление кадровой службой такого обязательства в отношении лиц, не относящихся к государственным должностным лицам, а также включение в обязательство ограничений, которые не предусмотрены законодательством либо которые в соответствии с законодательством на данного работника не распространяются.

4.3. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц

При оформлении обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений необходимо иметь ввиду, что перечень таких ограничений не является единым для всех государственных должностных лиц.

Общие ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц, определены частями первой и третьей статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.

Ограничения, установленные частью второй статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией (в части выполнения иной оплачиваемой работы) распространяются на государственных служащих, а также на руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций.

Часть первая статьи 18 Закона о борьбе с коррупцией запрещает совместное прохождение государственной службы государственными служащими, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Частью второй статьи 18 Закона о борьбе с коррупцией запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Справочно: аналогичное ограничение содержится в статье 27 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Запрет, предусмотренный частью первой данной статьи, может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.
Руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации в соответствии со статьей 19 Закона о борьбе с коррупцией не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Согласно статье 20 Закона о борьбе с коррупцией государственные служащие, имеющие в собственности доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность либо получения указанного имущества в собственность в период нахождения в должности передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы.

Кроме того, в соответствии с частью шестой статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией законодательными актами для государственных должностных лиц могут быть установлены иные ограничения.

Так, статьей 255 Трудового кодекса ограничено право руководителя государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, выполнять оплачиваемую работуна условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Порядок реализации отдельных ограничений, установленных в отношении государственных должностных лиц, может быть детализирован иными законодательными актами.

4.4. Декларирование доходов и имущества

Порядок декларирования доходов и имущества государственными должностными и иными лицами определен главой 4 Закона о борьбе с коррупцией.

Обязанности по приему деклараций о доходах и имуществе, их учету, хранению, организации проверки полноты и достоверности указанных в них сведений возлагаются на кадровую службу организации.

Применительно к органам и организациям системы Минтруда и соцзащиты предусмотрено декларирование доходов и имущества:

  • при поступлении на государственную службу (статья 29 Закона о борьбе с коррупцией);
  • при назначении на должности руководителей государственных организаций(статья 30 Закона о борьбе с коррупцией);
  • ежегодное декларирование доходов и имущества государственными должностными лицами Департамента, Фонда, республиканского унитарного предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», учреждения «Научно-исследовательский институт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», включенными в кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь, а также их супругами, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), а также совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство (статья 31 Закона о борьбе с коррупцией»);
  • ежегодное декларирование доходов и имущества государственными служащими организаций системы Минтруда и соцзащиты, руководителями государственных организаций, подчиненных Минтруда и соцзащиты (статья 32 Закона о борьбе с коррупцией);

Доходы, подлежащие обязательному декларированию, определены статьей 26 Закона о борьбе с коррупцией, имущество, подлежащее обязательному декларированию, и порядок определения его стоимости – статьей 27 названного Закона.

Формы деклараций установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2016 г. № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц».

Порядок заполнения деклараций определен Инструкцией о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. №1.

В соответствии со статьей 35 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы, иные организации, должностные лица, в которые (которым) представляются декларации, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Проверка и хранение деклараций о доходах и имуществе осуществляются в порядке, определенном постановлением № 19.
Нарушение порядка декларирования доходов и имущества влечет административную ответственность в соответствии со статьей 23.9 КоАП.

4.5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты является одним из ключевых профилактических элементов предотвращения коррупции.
Закон о борьбе с коррупцией (статья 1) определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
При отнесении ситуации к конфликту интересов следует установить наличие каждого из элементов, указанных в законодательном определении конфликта интересов:

  1. государственное должностное лицо, в деятельности которого возникает конфликт интересов;
  2. наличие личного интереса государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
  3. наличие у государственного должностного лица конкретных обязанностей по службе (работе), на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по службе (работе);
  4. факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных (должностных) обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.

Для констатации конфликта интересов необходимо установить:

  • в чем заключалась служебная (трудовая) обязанность государственного должностного лица;
  • какое решение оно должно было принять, в принятии какого решения должно было участвовать, какое конкретно действие по службе или работе должно было совершить;
  • входило ли совершение действия в служебные (трудовые) обязанности, на основании чего возникла обязанность совершения действия, принятия решения;
  • в чем конкретно, т.е. в совершении каких ненадлежащих действий по службе, состоял личный интерес государственного должностного лица, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников;
  • осведомленность государственного должностного лица о личном интересе супруга (супруги), близких родственников, свойственников;
  • в чем состоял ненадлежащий характер исполнения обязанности, принятия решения, совершения действия по службе (работе);
  • могло ли государственное должностное лицо реально повлиять на надлежащее исполнение действия (решения);
  • наличие возможности удовлетворения личного интереса посредством принятия именно данного решения, исполнения данной обязанности,
  • совершения данного действия по службе (работе);
  • была ли выполнена обязанность, принято решение, совершено действие, в чем выразился их ненадлежащий характер, связано ли ненадлежащее исполнение с личным интересом и каким образом и др.

Не образуют конфликта интересов:

  • наличие личного интереса, влияние которого на выполнение служебных (трудовых) обязанностей не установлено;
  • гипотетическая возможность влияния личного интереса на выполнение действий по службе (работе), когда характер или возможность такого влияния не выяснены;
  • возможность влияния личного интереса на исполнение государственным должностным лицом абстрактных (еще не определенных) служебных (трудовых) обязанностей;
  • иные подобные ситуации.

В части первой статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).

Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.

Уведомление оформляется, например, в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме. Самоотвод также оформляется в письменной форме.

Уведомление, самоотвод и принятые по ним решения оформляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4.

О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя органа или организации системы Минтруда и соцзащиты.

В соответствии с частью второй статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией руководитель органа или организации системы Минтруда и соцзащиты, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

В части третьей статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель органа или организации системы Минтруда и соцзащиты:

  • дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;
  • перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;
  • поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;
  • принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.

При разрешении конфликта интересов следует руководствоваться принципами:

  • законности – меры по разрешению конфликта интересов должны соответствовать требованиям законодательства (не допускаются рекомендации о расторжении брака, увольнении с работы, перевод на другую должность без соблюдения гарантий, установленных законодательством в сфере трудовых отношений, и иные меры, не предусмотренные актами законодательства);
  • достаточности – меры по разрешению конфликта интересов должны обеспечивать предотвращение или урегулирование конфликта интересов;
  • минимального вмешательства в деятельность государственного должностного лица – меры должны ограничиваться лишь минимально достаточным для разрешения конфликта интересов вмешательством в деятельность государственного должностного лица, принятие чрезмерных мер не допускается. К примеру, если конфликт интересов может быть разрешен посредством письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то перевод государственного должностного лица на другую равнозначную должность в указанной ситуации будет противоречить смыслу Закона о борьбе с коррупцией.

Примерный перечень возможных ситуаций возникновения конфликта интересов государственных должностных лиц в органах и организациях системы Минтруда и соцзащиты приведен в приложении 4.

Указанный перечень не является исчерпывающим.

5. Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства

Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.

Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.

Перечень коррупционных преступлений установлен совместным постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 и в настоящее время включает 10 составов преступлений. К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2, 3 статьи 235 УК);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 424 УК);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 425 УК);
  • превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 426 УК);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
  • получение взятки (статья 430 УК);
  • дача взятки (статья 431 УК);
  • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
  • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).

За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например по статье 11.16 (нарушение порядка использования средств  бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 11.77 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 21.17 (нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве), статье 23.83 (нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов), статье 23.84. (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи); статье 10.5 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.

Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и виды дисциплинарных взысканий определены главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния, указанные в соответствующем абзаце статьи 25 или статьи 37 Закона о борьбе с коррупцией.

Коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также нарушения антикоррупционного законодательства (например, несоблюдение правил урегулирования конфликта интересов) следует отличать от других дисциплинарных проступков и административных правонарушений, не относящихся к коррупции.

Если признаки деяния прямо не указаны в статьях 25, 37 Закона о борьбе с коррупцией или иных статьях названного Закона, то относить деяние к коррупционным правонарушениям и правонарушениям, создающим условия для коррупции, иным нарушениям антикоррупционного законодательства нельзя.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности.

Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.

Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность. Например, в силу статьи 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Законодательством в отношении совершивших коррупционные преступления лиц также предусмотрены определенные правовые последствия в сфере служебных (трудовых) отношений.

В соответствии со статьей 22 Закона о борьбе с коррупцией не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Этой же статьей определено, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, предусмотренным законодательными актами, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных частью первой статьи 22 Закона о борьбе с коррупцией, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно Декрету № 5, которым установлен перечень оснований увольнения, признаваемых дискредитирующими обстоятельствами увольнения, в числе прочих указано такое основание, как нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.

Лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу.

В соответствии со статьей 23 Закона о борьбе с коррупцией руководители органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по дополнительным основаниям. Так, нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

Кроме того, государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом о государственной службе в Республике Беларусь»не назначаются (не выплачиваются).

6. Взаимодействие с органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, обмен информацией

Правовые основы взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, с государственными органами и иными организациями, участвующими в такой борьбе, определены в статьях 10, 11, 43 Закона о борьбе с коррупцией, пунктах 4, 5 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, а также регламентированы Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644.

Органы и организации системы Минтруда и соцзащиты обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона о борьбе с коррупцией).

К таким фактам может относиться любая информация (сведения) о наличии в действиях подчиненного признаков коррупции либо о подготовке к таким действиям (сведения о получении взятки, причинении крупного ущерба организации с использованием служебных полномочий, должностном хищении и т.п.). При этом отсутствует необходимость устанавливать все признаки соответствующего правонарушения коррупционного характера (преступления).

Проверка и дача правовой оценки такой информации относятся к компетенции правоохранительных органов и осуществляются в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 43 Закона о борьбе с коррупцией на руководителей органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты возложена обязанность информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.

Соответствующую информацию направляют руководители тех органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты, работники которых совершили правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения.

В законодательстве не определен конкретный правоохранительный орган, которому необходимо представлять информацию о коррупционном поведении работников организации.В связи с этим при принятии решения о том, в какой именно из указанных органов направлять соответствующую информацию, следует учитывать компетенцию этих правоохранительных органов, которая регламентирована специальными законодательными актами (законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.).

Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, представляются незамедлительно, а если это невозможно — в течение трех суток
(часть вторая статьи 11 Закона о борьбе с коррупцией).

Руководители органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией, а также не представившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

7. Обеспечение эффективности реализации антикоррупционной политики

Важным фактором повышения эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в органах и организациях системы Министерства труда и социальной защиты является формирование антикоррупционного поведения работников.
Решение этой задачи предполагает как принуждение (привлечение к ответственности за коррупционные действия, установление системы ограничений и т.д.), так и создание условий для развития моральных качеств работников и повышения уровня образования. При этом приоритетное значение имеет именно последняя составляющая, поскольку в основе поведения лица, в том числе в ситуациях с коррупционными рисками, лежат его внутренние установки, система ценностей и уровень информированности.

1. Использование указанного профилактического потенциала предполагает формирование в организации этических правил поведения, не совместимых с коррупционными правонарушениями. Правила антикоррупционного поведения определяют взаимоотношения в ходе трудовой (служебной) деятельности и включают в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности работника, характеру его взаимоотношений с коллегами и гражданами, обществом и государством, а также формы практического поведения (ритуалы, обычаи, традиции и т.д.).
В практической деятельности организаций правила антикоррупционного поведения работников утверждаются локальными правовыми актами.

2. Недостаточный уровень антикоррупционных знаний работников способствует возникновению правового нигилизма, а также приводит к совершению многих неумышленных правонарушений коррупционного характера (в сферах соблюдения антикоррупционных требований и обязательств, проведения процедур закупок товаров (работ, услуг), деятельности комиссий по противодействию коррупции и т.д.). Незнание требований антикоррупционного законодательства руководителями и иными должностными лицами влечет низкую требовательность к подчиненным по его соблюдению.

В этой связи необходимо уделять постоянное внимание вопросам специальной подготовки (переподготовки) специалистов, осуществляющих закупочную деятельность, членов комиссий по противодействию коррупции, работников кадровых и иных служб. Антикоррупционное обучение работников способствует не только развитию их моральных качеств, но и повышению их эффективности профессионального уровня в целом.
Такое обучение работников может проводиться в самом органе или организации системы Минтруда и соцзащиты (в рамках производственной учебы, семинаров,встреч с работниками правоохранительных органов, государственном учреждении образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (при реализации образовательных программ повышения квалификации),в других учреждениях образования, в том числе специализированных,обеспечивающих повышение квалификации. Возможно, также получение работником антикоррупционных знаний самостоятельно.

При разработке формы и методов антикоррупционного обучения следует ориентированная как на получение работником новых знаний, так и на умение применять их в практической деятельности.

3. Одним из инструментов повышения эффективности реализации антикоррупционной политики в органах и в организациях системы Минтруда и соцзащиты является участие представителей общественности в антикоррупционной деятельности.

Механизмы участия граждан и общественных объединений (организаций) в антикоррупционной работе закреплены в статье 46 Закона о борьбе с коррупцией. К ним, в частности, относится:

  • участие в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов;
  • участие в деятельности созданных в органах и организациях системы Минтруда и соцзащиты комиссий по противодействию коррупции.

Представители общественных объединений дополнительно вправе реализовывать следующие формы участия в борьбе с коррупцией:

  • проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и направление соответствующих заключений в государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией;
  • участие в заседаниях коллегий государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, решений органов исполнительной власти и иных документов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;
  • участие в проведении социологических опросов по вопросам противодействия коррупции.

Механизм реализации отдельных форм участия представителей общественности в антикоррупционной деятельности детализирован в законодательстве.

В соответствии с пунктом 2 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции по решению руководителя государственного органа (организации) в состав данной комиссии могут быть включены граждане и представители юридических лиц.

Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии. Данные предложения рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

В целях информирования общественности предусмотрена необходимость размещения информации о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии на официальном Интернет-сайте государственного органа (организации) не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания.
По решению председателя комиссии участие в заседании комиссии могут принять заинтересованные представители юридических лиц и граждане.

4. В системе противодействия коррупции меры ответственности за коррупционное поведение, запретительные механизмы сочетаются с поощрительными, побуждающими лицо к правомерному поведению и сотрудничеству в антикоррупционной сфере.

На государственном уровне к таким поощрительным механизмам относится выплата вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2019 г. № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» предусматривается выплата вознаграждения до 50 базовых величин за предоставление:

  • информации, предметов и документов, способствующих выявлению коррупционного преступления;
  • сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;
    информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления, а также иной информации, способствующей предотвращению или возмещению причиненного таким преступлением вреда.

Вопросы поощрения органами и организациями системы Минтруда и соцзащиты своих работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений рассматриваются комиссией по противодействию коррупции по предложению ее членов.

На уровне органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты могут быть разработаны локальные нормативные правовые акты, устанавливающие механизмы поощрения работников в связи с их участием в профилактике и выявлении фактов коррупции в организации, либо соответствующие нормы включены в иные локальные правовые акты (коллективный договор, положение о материальном стимулировании работников).

При этом такие механизмы и нормы должны распространяться как на работников, которые в установленном порядке принимают участие в антикоррупционной работе (члены комиссий по противодействию коррупции, по проведению закупок, работники кадровых служб и т.д.), так и на любых иных работников, которые оказывают содействие в рассматриваемой сфере.