В настоящее время музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств. Музыка является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы человека. Мозг человека еще до рождения способен к восприятию музыки и раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления.

Желание заниматься музыкой, в частности вокалом, возникает не только у детей, но и у взрослых. Проживающие ГУ «Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов» не остаются равнодушными к вокальному творчеству, ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга.

Проблема совершенствования теории и практики обучения вокалу всегда актуальна. Важным составляющим является – выявление в каждом исполнителе его индивидуальных творческих способностей, манеру и стиль исполнения. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого исполнителя, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для исполнителя только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная руководителем, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно-сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат. Без активной работы которого, речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость исполнителей.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, сейчас этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач является развитие творческих способностей исполнителя, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что программа «Эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.

Особое внимание уделяется развитие голоса, под ним следует понимать качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания.

К ним следует отнести:

  1. Анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы;
  2. Функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих речевым и певческим процессом, всей системой обратной связи «голос-слух»
  3. Накопление вокальных навыков(организация певческого дыхания, формирование естественности и звукообразовании и правильной артикуляции, четкой дикции)
  4. Совершенствование качеств звучания голоса(тембра, гибкости, подвижности и др.)
  5. Развитие речевого, музыкального слуха и, как частное проявление его, вокального слуха;
  6. Установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом.

Постановка голоса – процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речепевческого аппарата в целях профессионального использования. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембральной окраски, широтой диапазона, дыхания, четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью.

При постановке голоса работа мышц становится тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Вырабатываются нужные связи, рефлексы, а ненужные- тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают, формируются навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто и свободно. Обучающийся постановке голоса должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, какой группе мышц это внимание должно быть направлено.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе:

  • развитие и совершенствование дыхания;
  • приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, атаки звука;
  • овладение техническими приемами;
  • работа с артикуляционным аппаратом.

Известный педагог М. Гарсиа говорит, что когда певец умеет заставить работать каждый орган в свойственной ему области , не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали мелодии в один полный и непрерывный ансамбль, который и составляет широту пения. Если же один из механизмов выполняет свои функции плохо: грудь толкает или бросает дыхание, голосовая щель работает не достаточно точно и твердо-голос прерывается и слабеет после каждого слога.
Обучение вокально-речевому искусству не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию процессов должен весь организм, а не только сознание (интеллект), воля.

Звучание человеческого голоса связано со всем его психофизическим аппаратом. Эмоциональное и физическое состояние влияет на внешний облик человека, психические зажимы порождают зажимы физические, мышечные, что в свою очередь, ведет к зажимам голосовым. Сильная эмоциональная нагрузка, волнение ведут к неустойчивости голоса, нехватка дыхания и другим отрицательным характеристикам звучания. Поэтому начинать обучение постановке голоса необходимо с освобождения от психофизических зажимов. Для полноценного здоровья, воспитания навыков правильного дыхания и звучания необходимо выработать правильное положение тела в движении и покое. Следует найти положение, при котором расправятся спина и плечи, голова не будет запрокидываться назад и не опускаться вниз, руки не должны быть напряжены. В дальнейшем нужно приучить себя следить за правильным положением корпуса и головы в повседневной жизни.

Особую роль в формировании вокальной культуры играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает опыт самопрезентации. Программа «Эстрадное пение» ориентирована на связь с современностью, поскольку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность), формах и методах обучения (широкое участие в конкурсах, концертах, праздниках, творческих фестивалях ), а также в обновлении песенного репертуара. Актуальность программы связана с необходимостью развития самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности проживающих в доме-интернате. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, популярных и современных песен с музыкальным сопровождением и без него.

В доме-интернате сложилась система традиционных мероприятий, которые проводятся с участием проживающих. Концертно-исполнительская деятельность требует большой подготовки участников. В решении этих проблем особое значение имеет занятия в вокальном кружке, поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы. Для успешной реализации программы следует стремиться к созданию на занятиях атмосферы сотрудничества, соучастия, так как педагогика сотрудничества — это педагогика развития личности. Гуманно-личностный подход в процессе кружковой работы помогает воспринимать музыкальные произведения, личностно проживая их. А это значит — музыка становится для проживающих добрым другом, собеседником, затрагивает струны разума и сердца.