Дом-интернат является той социальной средой, в которой пенсионеры, инвалиды живут долгие годы. Состояние физического и психического здоровья зависит не только от медицинской помощи, обстановки обслуживания, но и от культурных мероприятий, направленных на улучшение здоровья, поднятия морального духа.

Очень простой и вместе с тем важный элемент реабилитации проживающих пожилого возраста, инвалидов – трудовая терапия (терапия занятостью).

Основными задачами трудовой терапии в доме-интернате являются: создание благоприятных условий для достижения стойких ремиссий и предупреждения психической и социальной деградации; вовлечение проживающих в общественно-полезную деятельность.

Занятия по трудовой терапии проходят ежедневно по расписанию, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Различают индивидуальную и групповую трудотерапию. Индивидуальные занятия инструктор по трудовой терапии проводит с проживающими, находящимися на постельном режиме в комнате. В основном, это изготовление изделий прикладного назначения. Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности.

Выбор трудовой деятельности идет с учетом интересов проживающего и его общего состояния. Очень важно, чтобы пожилой человек получал удовольствие от самого процесса работы, чтобы он испытывал свою нужность и полезность, важно мотивировать больного на труд. Человек должен осознать свою востребованность, незаменимость, важность.

В процессе работы у пожилого человека постепенно развивается, так называемая, «тонкая координация движений».

Из анатомии известно, что центр речи расположен поблизости с двигательным центром руки. Многими авторами доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи. Таким образом, в трудовой терапии основной целью является развитие действий с предметами, что положительно влияет на формирование не только познавательных психических процессов, а также и на активизацию речевой функции, нарушенной после мозгового кровообращения.

Для развития ручной умелости используем:

  • разминание пальцами пластилина, соленого теста;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки и т. д.;
  • на специальной тренировочной доске застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
  • перебирать смешанные желуди и каштаны;
  • нанизывать крупные бусины на толстую проволоку;
  • скатывать шарики из креповой бумаги для картин в технике торцевание;
  • нарывание газеты для изделий в технике папье-маше и др.

Многие женщины на постельном режиме вяжут изделия спицами либо крючком.

Занятия направлены на улучшение качества жизни людей, которые из-за болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения и заниматься привычными делами. Это комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Инструктор помогает пациенту заново научиться ухаживать за собой, работать, развлекаться и общаться. Данное направление работы инструктора по трудовой терапии с проживающими носит название эрготерапия.

На высоком уровне в доме-интернате организована работа двух мастерских декоративно-прикладного творчества, комната домоводства, прачечная самообслуживания. В данных помещениях проходят групповые занятия с проживающими.

Кабинеты трудовой терапии никогда не бывают пустыми, здесь все время занимаются проживающие, успешно справляясь с кропотливой, а порой и сложной работой. На занятиях не только улучшается физическое и психическое состояние проживающих, но и развиваются творческие способности даже у тех людей, которые никогда раньше не занимались творчеством и считали себя не способными к нему. Для более эффективной работы с проживающими используется компьютер, на котором демонстрируются видео-урок, мастер-классы рукоделия, творчества. При работе с проживающими, находящимися на постельном режиме, используется ноутбук.

Проживающие в кабинете трудовой терапии работают с различными материалами (кожей, ракушками, спичками, бисером, природным материалом, проволокой, бумагой и т.д.), создают панно и композиции, расписывают изделия из стекла, изготавливают бижутерию, открытки ручной работы, сувениры. Эта деятельность способствует укреплению мышц плечевого пояса, повышает их выносливость, увеличивает объем движений в плечевом и локтевом суставах. Плетение панно и корзиночек из газетных трубочек формирует тонкококоординированные движения в пальцах. Кроме того, посредством творчества наши проживающие раскрывают свой внутренний мир, имеют возможность самовыражаться и самореализоваться.

Картины и панно, созданные руками наших проживающих, украшают их же комнаты, холлы дома-интерната. Ко всем праздникам и концертам декорации изготавливаются силами наших проживающих.

Гарденотерапия – это особое направление реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Проживающие нашего дома-интерната принимают активное участие в уходе за комнатными растениями, благоустройстве территории, оформлении цветочных клумб, работают на грядках, в парнике.

Анималотерапия – перспективный метод дополнительного оздоровления проживающих, благотворно влияющий на сердечно-сосудистую систему человека. На территории дома-интерната имеется мини-ферма (2 козы,10 кур,2 кролика). Проживающие охотно помогают ухаживать за животными, что реализует потребность человека в заботе о ком-то.

Терапевтический эффект при контакте с животными достигается именно за счет положительных эмоций.

Занятие любым видом труда – это заполнение свободного времени наших проживающих, что улучшает их психоэмоциональное, а следовательно и физическое состояние.