В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с ограниченными возможностями меняются на глазах.
В настоящее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на людей с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь людям с ограниченными способностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности
Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь людям с ограниченными возможностями осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства.
Желание заниматься музыкой возникает у многих проживающих ГУ «Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов», ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга.
Музыка является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы человека. Использование музыки с лечебными и коррекционными целями вылилось в отдельное направление в медицине, психологии и педагогике и получило название «музыкотерапия». Мозг человека еще до рождения способен к восприятию музыки и раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Известно, что между руками и мозгом существует тесная связь и поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической тренировке общей моторики пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
В ГУ «Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов» проводятся индивидуальные занятия игры на фортепиано и вокалу по индивидуальным программам, общая цель которых: помочь любому человеку , независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях.
Методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях фортепианного и вокального исполнительства.
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
На индивидуальных занятиях происходит синтез всех музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-пианистических способностей, певческих и психофизических возможностей обучающихся таких, как:
- музыкального слуха и всех его составляющих;
- образного мышления;
- памяти;
- сенсомоторики;
- эмоциональной сферы;
- творческих возможностей.
Принцип комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей – основа обучения игры на фортепиано и вокалу. В своей работе преподаватель опирается на такие общепедагогические принципы, как:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ;
- доступности, постепенности;
- наглядности;
- рефлексивности (личностная самооценка и оценка исполнения).
Индивидуальное и дифференцированное обучение создаёт благоприятные условия для максимального развития проживающих с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход к каждому проживающему учитывает индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья.
Индивидуально – дифференцированный подход в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (моторные нарушения и ДЦП)
Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для человека с моторными нарушениями и ДЦП бывает очень сложно выполнимыми.
Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на фортепиано с людьми с моторными нарушениями, необходимо учитывать следующее:
1. Самое главное, что у подавляющего числа людей с различными моторными нарушениями и ДЦП сохранен интеллект (речь идет только о заболеваниях с сохранным интеллектом), и это – точка опоры и отправная точка в работе. Необходимо установить психологический и эмоциональный контакт с обучающимся, быть с ним «на одной волне» и попробовать понять, что он чувствует, о чем думает.
2. У людей с ДЦП часто нарушена зрительно-моторная координация, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов. Для облегчения процесса чтения нот с листа используется крупный шрифт и цветовое оформление.
3. Нормализация положения руки и пальцев рук. Мышечная (механическая) память развита очень слабо. Человеку трудно привести в движение один палец, не подвигав прежде всеми, и поэтому проще, например, ставить на клавишу не один палец, а сразу два – первый и второй. Рука в этом случае приобретает более округлую форму. Так можно играть одноголосные мелодии несколько месяцев, сначала каждой рукой отдельно — потом двумя руками вместе.
4. Небольшой объем мышечной памяти необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом, целесообразно использовать такесику — невербальный способ общения с помощью прикосновений – как будто играть на спине или руке обучающегося, тем самым, подсказывая направление, силу, характер звукоизвлечения.
5. Пальчиковые упражнения — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они занимательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые упражнения — это инсценировка песен, историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе таких упражнений обучающийся, повторяя движения преподавателя, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, уменьшает контрактуру суставов рук и пальцев. Также нужно использовать упражнения на развитие хватательной функции рук (упражнения с мячом и др.) и более крупных движений корпуса и головы.
6. Существует тесная взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением, сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.
7. Музицирование в ансамбле играет важную роль. Даже если обучающийся долго играет на одном звуке, одной рукой, преподаватель обогащает мелодию различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия становится не такой скучной и трудной. При этом обучающийся эмоционально вовлекается в игру, ведь музыка – это своеобразный вид общения.
8. Для обучающегося немаловажной является возможность выступить на сцене в качестве инструменталиста, певца хора или вокалиста. Выступления позволяют проживающим самовыражаться, избавляться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными
Преподаватель никогда не должен ставить перед обучающимся, с ограниченными возможностями здоровья, непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.
Работа на занятиях игры на фортепиано с таким обучающимся связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру обучающегося и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.
Сочетание большой чуткости и симпатии к обучающеюся, умение мобилизовать его волю, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.
Длительное, терпеливое и систематическое использование представленных в работе приемов, а также других разнообразных индивидуальных методик, со временем приводит к реальным результатам:
1. Доказано, что музыка как фактор сильного эмоционального возбуждения благотворно влияет на организм в целом, ведь 12 звуков гаммы гармонично связаны с двенадцатью системами нашего организма. Так как музыка включает в себя и звуки, которые можно услышать, и колебания звуковых волн, которые можно почувствовать, то звуковые сигналы, приходя в состояние сильной вибрации (резонанса), соответствующие физическим характеристикам какого-либо органа, оказывают стимулирующее действие на него.
2. Непосредственная работа на клавиатуре с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, тренировке мелкой моторики, улучшению зрительно-моторной и пространственной координации, увеличению объема всех видов памяти.
3. Комплексные занятия музыкой воздействуют на биоритмы организма: интеллектуальный, физический, эмоциональный. Все это постепенно ведет к улучшению и развитию навыков самообслуживания, обогащению речи: она становится более эмоциональной и выразительной, что в целом улучшает качество жизни.
Занимаясь с человеком с ограниченными возможностями здоровья, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до обучающегося и даст нужный результат.